Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами

« предыдущая статья следующая статья »

Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами

8.1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

-хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

С 01.01.2016 Закон № 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории. Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Изменения Федеральным законом от 27.12.2019 N 450-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменился порядок внесения авансовых платежей. плательщики могут выбрать один из трех способов расчета размера авансовых платежей:

- в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 - 12.1 статьи 16.3 Закона за предыдущий год);

- в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется, исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

- в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона.

Выбор способа определения размера квартального авансового платежа плательщиками может осуществляться отдельно для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата. При этом выбранный способ расчета размера квартального авансового платежа на будущий год (год, следующий за отчетным) указывается в декларации, представляемой в территориальные органы Росприроднадзора по итогам отчетного года. Порядок исчисления платы Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в которых определен порядок исчисления платы за НВОС в зависимости о категории объектов. Изменения, внесенные постановлением Правительства 3 Российской Федерации от 17.08.2020 №1250, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» утверждены ставки платы. 11.07.2018 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 №758 «О ставках платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». В 2020 и 2021 гг. применяются ставки 2018 года с дополнительным коэффициентом 1,08.

Новым требованием является приложение к декларации копий договоров на размещение отходов и журналов учета движения отходов за отчетный период. Также впервые введена норма о возможности в ходе проверки декларации территориальными органами Росприроднадзора запроса документов, подтверждающих правильность исчисления платежной базы. Кроме того, скорректирован срок представления уточненной декларации о плате. При обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации недостоверных, либо не полных сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации о плате (но не позднее 10-го марта). Приказом учтены изменения, внесенные в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) Федеральным законом от 27.12.2019 N 450-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Контроль по исчислению платы осуществляется в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора. Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату. В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок. В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Если после рассмотрения пояснений, дополнительных документов устанавливается факт наличие ошибок в декларации и (или) противоречий, составляется акт проведения контроля за исчислением платы, по форме утвержденной Росприроднадзором. В случае выявления заниженного размера исчисленной платы и (или) внесенной фактической платы, администратор платы выставляет требование о внесении в бюджеты бюджетной системы РФ доначисленной платы и пеней. При неисполнении в течение 10 календарных дней требования, начинается процедура взыскания платы в судебном порядке.

8.2. Регулирования в области обращения с отходами от использования товаров

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечили самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров в (ч.7 ст.24.2 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ), платят экологический сбор. Перечень товаров и упаковки утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2970-р. Нормативы утилизации утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017№2971-р. За упаковку готовой продукции, ответственность несет (т.е. утилизирует самостоятельно, заключает договор на утилизацию или уплачивает экологический сбор) производитель, импортер товаров в этой упаковке (ч.10 ст.24.2 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 01.03.2019 №70 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 №488».

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. В случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

При импорте упаковки, реализуемой потребителю этих товаров (например, населению или хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги с использованием упаковки в качестве товара) ответственность будет на импортере упаковки, которая в данном случае для него является товаром. При импорте упаковки, реализуемой производителям товаров в этой упаковке, ответственность будет нести производитель товара.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

-со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

-со дня уплаты экологического сбора.

Выполнение нормативов утилизации подтверждается, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации, актами утилизации отходов от использования товаров.

Сроки подачи документов:

-декларация о количестве выпущенной (импортируемой) продукции до 1апреля;

-отчётность о выполнении нормативов утилизации до 1 апреля;

-расчет экологического сбора до 15 апреля.

В случае, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки. Понижающий коэффициент применяется в случае самостоятельной утилизации отходов от использования товаров (согласно пункту 15 статьи 24.2 Закона N 89- ФЗ положения о применении понижающего коэффициента не распространяются на производителей, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора).

В качестве подтверждения процентного содержания вторичных материалов в упаковке производитель, импортер товаров может использовать письма от производителя упаковки с указанием массовой доли вторичного сырья и/или выписки из технологической/производственной документации производителя упаковки. При этом ответственность за предоставление недостоверной информации лежит на производителе, импортере товаров в этой упаковке.

8.3. Оценка вреда окружающей среде и ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

Совокупность воздействий, приводящих к неблагоприятным измене­ниям качества окружающей среды, определяют как вред, наносимый природ­ной среде. Различают две формы вреда: ущерб (потери количества или каче­ства природной среды, ресурсов, т.е. экологический ущерб) и убытки (экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь).

Ущербом от загрязнения окружающей среды называют отрицатель­ное воздействие загрязнения и других нарушений природной среды на реци­пиентов. Под реципиентами (от англ. получатель) понимают население, экосистемы, объекты государственной, кооперативной и частной собствен­ности, находящиеся на загрязненной территории.

Характер техногенного воздействия на объекты природы или уровень экологического ущерба, определяется как спецификой трудовой деятельно­сти, так и тем, как реализуется такое воздействие, т.е. по двум возможным режимам техногенных воздействий:

  • в неявном виде (безаварийное производство, строительство, эксплуатация);

  • в явном виде (наличие аварийных ситуаций в стадии формирования или функционирования объекта).

Экологический ущерб определяется экологическими потерями.

В пер­вом случае потери характеризуются, как правило, долговременным процес­сом их накопления (изменением природного ландшафта, постепенным изме­нением гидрогеологических свойств среды и др.).

Вторые (аварийные) по­тери носят скачкообразный характер и характеризуются высокой концен­трацией изменений во время их развития (пожары, загрязнение почв и водо­емов в результате утечек, механические повреждения почвенно-растительных комплексов и др.).

Рассматривая дисциплинарную ответственность, можно отметить, что к работникам, которые допустили неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей в области обращения с отходами, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность предусмотрена статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее - КоАП РФ).

Например, игнорирование требований ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Санкция данной статьи предполагает наложение штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Ряд нарушений Федерального закона № 89-ФЗ влечет привлечение к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами):

1) неотнесение отходов I – V классов опасности, образующихся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, к конкретному классу опасности;

2) несоставление паспортов отходов I - IV классов опасности;

3) отсутствие у лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности;

4) отсутствие у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разработанных и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

5) непредставление субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке;

6) отсутствие надлежащего учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

7) непредставление отчетности «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме № 2-ТП (отходы).

По статье 8.2 КоАП РФ должностным лицам назначается наказание в виде штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, требования к деятельности по обращению с медицинским отходами содержатся в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163, которым утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Нарушение данных правовых актов может быть квалифицировано по статье 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), которая предусматривает наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства в области обращения с отходами предусмотрена в случае наступления определенных последствий неисполнения обязательных требований. Так, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей) или особо крупном размере (более 9 млн. рублей), виновное лицо подлежит уголовной ответственности ч. 1 или 2 ст. 171 УК РФ соответственно. Максимальное наказание за совершение данного преступления – лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Гражданско-правовая ответственность заключается в обязанности возмещения вреда окружающей среде, имуществу органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, здоровью и имуществу физических лиц, причиненного вследствие нарушения правил обращения с данными отходами.

Необходимо отметить, что привлечение к ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности устранить допущенные нарушения требований в области обращения с отходами

Также предусмотрена административная ответственность по стаьям:

Статья 8.5.1 КоАП РФ: Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа:

-на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;

-на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей;

-на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Статья 8.41.1. Неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей;

-на юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

Практическое занятие

Приобретение навыков по заполнению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

Приобретение навыков по составлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, расчету сумм экологического сбора.

Отработка и совершенствование навыков по исчислению размера вреда окружающей среде.

« предыдущая статья следующая статья »