Производственный экологический контроль и государственный экологический контроль (надзор)

« предыдущая статья следующая статья »

Производственный экологический контроль и государственный экологический контроль (надзор)

6.1. Порядок осуществления производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль (ПЭК) проводится в целях сохранения окружающей природы в процессе деятельности человека. В статье рассмотрим, что такое ПЭК, кто отвечает за его осуществление, и разберем порядок организации.

Производственный экологический контроль – это один из видов контроля по выявлению и предотвращению нарушения законодательства в области охраны природы. Основные понятия, цели и порядок его осуществления определены: в статье 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года; приказом Минприроды России №109 от 18 февраля 2022 года; в ГОСТах Росстандарта 56062-2014 и 56059-2014 от 9 июля 2014 года.

Производственный экологический контроль выполняется с целью защиты окружающей среды при производственной или другой деятельности человека. Он направлен на выполнение требований законодательства, разумное потребление и восстановление ресурсов природы.

Основными целями производственного экологического контроля являются: контроль проведения мероприятий по охране природы; обеспечение следования законодательству в данной области.

Организация должна разработать программу ПЭК и подготовить необходимую документацию, а также обеспечить сохранность документов и всех полученных результатов при проверке. Объекты производственного экологического контроля – природные ресурсы и объекты НВОС, которые связаны с работой предприятия.

Структура ПЭК зависит от направления работы предприятия и включает:

– Выполнение общих указаний законодательства по защите природы.

– Охрану воздуха, воды и почвы.

При охране воздуха контролируются определенные показатели – источники негативного воздействия, их вид, наличие очистных сооружений.

Защита водных ресурсов подразумевает проверку по другим показателям – места забора воды для анализа, образование сточных вод, наличие очистных и иных технических сооружений, состояние используемых территорий с особым режимом охраны.

Показатели для охраны почвы – состояние земель сельскохозяйственного, лесного, водного, промышленного, транспортного и иного назначения, а также подвергшихся загрязнению и нуждающихся в восстановлении.

– Защиту животного и растительного мира. Показатели – влияние на редкие виды, отсутствие вреда от водных технических построек, доступность миграционных путей, работы на территории лесов и охрана лесного массива, проведение защитных мероприятий.

– Работу с отходами. При работе с отходами контролируются объекты хранения, захоронения, накопления, процессы появления, системы ликвидации и перемещения отходов.

– Сохранение режима особой охранной зоны на установленных территориях. Показатели – работы, негативно влияющие на особо охраняемые территории и объекты.

ПЭК необходима для объектов по каждому из направлений.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на объектах I‑III категорий, кроме подчиненных ФСБ РФ, должны направлять отчетность в территориальные структуры уполномоченного органа по месту ведения работ. Юридические лица, находящиеся в ведении ФСБ РФ, направляют отчет в данную федеральную службу. Юрлица и ИП, работающие на объектах II и III категорий под региональным надзором, должны направлять отчет в территориальные органы Росприроднадзора по месту ведения работ.

Документ надо предоставлять в срок до 25 марта текущего года за отчетный предыдущий. Юрлица и ИП, которые ведут работы на объектах I, II и III категорий, подготавливают программу ПЭК. Данные по проведенному контролю должны быть зафиксированы документально и храниться в организации. Отчетности подлежит каждый объект с учетом его категории. Росприроднадзор устанавливает вид отчета и пожелания по его заполнению.

Существует два варианта передачи отчетности:

– Электронный. При передаче сведений по информационно-телекоммуникационным сетям руководителю или уполномоченному должностному лицу необходимо заверять документ электронной подписью. Дата публикации на портале Росприроднадзора в личном кабинете природопользователя, либо на определенных сервисах считается датой сдачи отчетности.

– Бумажный. Бумажная форма должна быть прошита, а также заверена подписью и печатью при ее наличии. Оформление документа происходит в двух экземплярах – один подлежит хранению у предпринимателя, другой с копией на электронном носителе направляется в установленную структуру лично или почтовым отправлением с описью и уведомлением о вручении. Дата отправления при этом считается датой сдачи отчетности.

В раздел «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» с 01 сентября 2022 года включен абзац о том, что юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ), представляют Отчет в ФСБ.

В данном случае юридические лица подают отчет на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

Производственный экологический контроль на предприятии проходит в трех формах:

Инспекционный контроль – деятельность уполномоченных сотрудников по поиску и предотвращению нарушений, проверке проведения природоохранных мероприятий. Может проводиться планово или внепланово. Внеплановые проверки нужны при наличии судебных предписаний, невыполнении законодательства, нарушениях, возникновении аварийных или неблагоприятных ситуаций и др.

Производственный эколого-аналитический контроль (ПЭАК) – использование информации по анализу количества и качества веществ с целью проверки соблюдения нормативов. Применяются методы физических измерений, биотестирования, аналитической химии и др. ПАЭК может проходить планово или при инспекционной проверке. Объективность данных достигается за счет применения автоматизированных систем инструментальных замеров.

Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) – долгосрочное отслеживание, анализ и прогноз состояния окружающей среды, а также отслеживание уровня ее загрязнения. Главной задачей является наблюдение за степенью нанесенного предприятием вреда. Достижение данной задачи осуществляется за счет создания системы и мест наблюдения на территории нахождения объектов НВОС.

ПЭК осуществляется в несколько этапов по следующим правилам:

1. Формирование подразделения или назначение должностного лица с необходимым уровнем подготовки. Проведение ПЭК возможно другой специализированной организацией с подготовленными и технически обеспеченными работниками.

2. При измерениях в ПЭАК и ПЭМ необходимо соблюдать правила единства. Проводить их можно только в аккредитованных лабораториях.

3. Разработка и утверждение документации ПЭК – Положения, программы ПЭК и ПЭМ, плана ПЭАК, проведение инструктажа для сотрудников. Положение должно включать общие данные о предприятии, задачи, структуру ПЭК, данные об уполномоченных сотрудниках, лабораториях, список документации по проведению проверки.

4. Оформление полученных данных, доведение результатов до руководства и органа государственного надзора. Проведение ПЭК возможно только в соответствии с законами, постановлениями и распоряжениями органов власти Российской Федерации в области охраны природы.

6.2. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного экологического контроля (надзора)

Федеральный закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля.

Федеральный закон № 294-ФЗ устанавливает:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля;

2) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

3) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, а также информации об организации и осуществлении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах, о правах и об обязанностях органов государственного контроля, их должностных лиц;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований

6) ответственность органов государственного контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля;

7) недопустимость взимания органами государственного контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

Руководитель, или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от должностных лиц Росприроднадзора, информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росприроднадзора;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Росприроднадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок или не исполняющие в установленный срок предписаний Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности Управление Росприроднадзора.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем работ и услуг. В перечень включены различные виды деятельности: предоставление бытовых услуг; предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания; розничная и оптовая торговля; производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; производство молока и молочной продукции; и др.

В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности, соответствии предназначенных для использования территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Управление Росприроднадзора непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Дополнительно в уполномоченный орган государственного контроля сообщаются сведения о следующих изменениях:

1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;

3) реорганизация юридического лица.

Практическое занятие

Закрепление знаний о мониторинге состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Закрепление знаний по правам и обязанностям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного экологического контроля (надзора).

« предыдущая статья следующая статья »