Учет в области обращения с отходами

« предыдущая статья следующая статья »

Учет в области обращения с отходами


4.1. Общая характеристика системы учета в области обращения с
отходами


В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходах указаны в Приказе Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

- обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

- заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;

- расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:


- технической и технологической документации;

- данные учета рабочего времени;

- бухгалтерской документации;

- показателей нормативов образования отходов;

- вместимости мест (площадок) накопления отходов;

- мощности объектов обработки;

- утилизации;

- обезвреживания отходов и их загрузка.

Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО).

Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде.
Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.

Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме.
Порядок учета в области обращения с отходами указан в разделе 2 Приказа
Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".


4.2. Государственный кадастр отходов


Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской
Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления, которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный кадастр отходов на сегодняшний день принято считать источником информации об отходах. Он нужен для дальнейшего планирования мер по охране окружающей среды, для решения вопросов о переработке и т.д.

Кадастр отходов необходим для:

- сбора и классификации информации о промышленных и бытовых отходах;

- аналитики полученной информации;

- получения оценки эффективности переработки и утилизации.

Кадастр отходов содержит в себе следующие данные:

- вся информация об отходах каждого субъекта;

- правила избавления от отходов (транспортирование и утилизация);

- способы вторичной переработки, обезвреживания и утилизации;

- информация о полигонах по классу опасности;

- методы использования полезных элементов ТКО;

- способы обезвреживания отходов.

Государственный кадастр отходов включает:

- федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который представляет собой полный список отходов с указанием класса опасности, где I класс – чрезвычайно опасные отходы, а IV класс – малоопасные;

- список всех объектов, на которых размещают остатки отходов;

- справочную информацию об отходах.

Каждый регион в РФ обязан иметь собственный кадастр отходов в зависимости от того, сколько в регионе зарегистрировано предприятий.

Подготовленный кадастр отходов необходимо сдавать в областные отделения
Минприроды, либо другие ответственные инстанции.

4.3. Предоставление отчетности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в том числе для федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с отходами

Министерством экономического развития Российской федерации и
Федеральной службой государственной статистики был принят приказ № 627 от 9 октября 2020 г. «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения». Данным приказом была принята годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора и ввести ее в действие с отчета за 2020 год.
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО.

Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.

Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме медицинских отходов, биологических и радиоактивных отходов. Все показатели, характеризующие количество отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (т.е. с точностью до килограмма) - для отходов I, II и III классов опасности.


Практическое занятие

Отработка алгоритма действий по осуществлению учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями образовавшихся, утилизированных. обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Приобретение навыков работы с Государственным кадастром отходов.

Закрепление навыков предоставления отчетности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.

« предыдущая статья следующая статья »