Субъекты права Российской Федерации (регулирования и хозяйствования) в сфере обращения с отходами

« предыдущая статья следующая статья »

Субъекты права Российской Федерации (регулирования и
хозяйствования) в сфере обращения с отходами

2.1. Структура и полномочия органов исполнительной власти, осуествляющих регулирование в сфере обращения с отходами.


Органами власти, осуществляющими регулирование в области обращения с отходов, являются:

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением
    Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды
    России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления;

  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет в пределах компетенции функции по контролю и надзору в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Кроме того, Росприроднадзор:

- утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение применительно к деятельности хозяйствующих субъектов, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляет прием соответствующей отчетности;
- осуществляет подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности;

- осуществляет учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую
Федерацию, осуществляет прием отчетности от производителей и импортеров товаров;
- ведет государственный кадастр отходов и др.;

3) Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора
В рамках осуществления федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) устанавливаются потенциально опасные для человека отходы производства и потребления, проверяется соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека при использовании отходов и на право осуществления лицензируемой деятельности по обезвреживанию и размещению отходов.

4) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

- разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
- разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

- осуществление регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами;

- установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения;

- осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, установление порядка ее представления и контроля;

- определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

- утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

- утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

- утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

- регулирование деятельности региональных операторов;

5) Органы местного самоуправления

В соответствии со статьей 8 Закона N 89-ФЗ и Федеральным законом от
06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

- к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

- к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;
- к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьями 1, 4 и 10 Федерального закона от 31.12.2017 N
503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления
(городских поселений, муниципальных районов, городских округов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут отнесены:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.


2.2. Основные требования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, предъявляемые
к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами


Основные требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, изложены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со статьей 11 указанного закона предъявляются требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами.

Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

- вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
- соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

- проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

- разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -
V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Подтверждение отнесения отходов
I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный ст. 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Требования к лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности указаны в статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления". Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды:

- для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения;

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду;

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

- при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на
объектах IV категории, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со статьей 26 Федерального закона от
24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля.

« предыдущая статья следующая статья »