Организация обращения с отходами на уровне субъекта

« предыдущая статья Перейти к тестам »

Организация обращения с отходами на уровне субъекта
Российской Федерации, муниципального образования

11.1 Территориальные схемы и региональные программы в области
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными
отходами


В целях организации и осуществления деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:
- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта
Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
- данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

- данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;
- данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

- баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том отдельных фракций для последующей утилизации;
- сбор биогаза, содержащего в своем составе метан, с последующим его использованием в качестве источника тепловой, электрической энергии.
При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации, прекращении эксплуатации и рекультивации полигонов ТКО учитываются климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности.

Полигоны ТКО размещаются за пределами городов и других населенных пунктов в соответствии с требованиями СП 42.13330 и СанПиН 2.1.4.1110.
Минимальное расстояние от полигона до селитебной зоны - 500 м.

Размер санитарно-защитной зоны полигона ТКО определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.

Площадь участка, отводимого под полигон ТКО, рассчитывают из условия срока его эксплуатации не более 25 лет.

Устройство полигонов ТКО на просадочных грунтах допускается при условии полного устранения просадочных свойств грунтов.

Площадка, предназначенная под размещение полигонов ТКО, должна отвечать следующим требованиям:

- иметь грунтовые условия, характеризующиеся однородностью геологического строения в пределах всей площадки;

- иметь гидрогеологические условия, характеризующиеся залеганием водоносных слоев на глубине не менее 5 м;

- отметка основания ложа полигона должна находиться на 2 м выше расчетного горизонта грунтовых вод.

Участок для размещения полигона ТКО должен быть не затопляемым или не подтапливаемым, его следует располагать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земель и открытых водоемов, а так же с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к муниципальным образованиям и рекреационным зонам.

Не допускается использовать под полигоны ТКО заболоченные земельные участки и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей.
Полигоны ТКО подразделяют по мощности и способу захоронения отходов:
1) по годовой мощности (количество принимаемых отходов в год):
- до 120000 м3 в год;

- более 120000 м3 в год;

2) по способу захоронения:

- картный (захоронение отходов на рабочие карты);

- траншейный (захоронение отходов в траншеи).

Территорию полигона ТКО разделяют на зоны: производственную и вспомогательную (хозяйственную).

Производственная зона может включать технологические участки, определенные заданием на проектирование, в том числе:

- участок хранения;

- участок сортировки, измельчения, брикетирования и т.д.;

- участок компостирования;

- участок захоронения;

- участок термического уничтожения.

Участок захоронения разбивается на очереди эксплуатации с учетом обеспечения приема отходов в течение 3-5 лет.

Вспомогательная (хозяйственная) зона предназначена для размещения:

- административно-бытового корпуса, контрольно-пропускного пункта совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля;

- весовой;

- гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонта машин и механизмов;

- аварий и происшествий, приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, происходит из-за слабой подготовки специалистов различного уровня. Поэтому высокая квалификация руководителей и специалистов является обязательным условием для снижения экологических рисков, связанных с обращением с отходами. Не меньшая ответственность лежит и на лицах, занимающих выборные должности, ответственных административных работниках и аппарате органов местного самоуправления.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие экологически значимых решений, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Практическое занятие

Формирование знаний о формах и порядке информационного обеспечения и экологического просвещения населения.

« предыдущая статья Перейти к тестам »